Для начала, освежим в памяти древнюю притчу многих народов в её самой чёткой вариации.
Суть, вкратце, такова: Дракон терроризирует людей. Среди людей появляется Герой, который идёт и убивает дракона, но при этом он теряет свою душу, и в него вселяется душа убитого Дракона. Так Герой становится Драконом, причём, ещё более злым, свирепым и кровожадным, чем убитый.
Суть, вкратце, такова: Дракон терроризирует людей. Среди людей появляется Герой, который идёт и убивает дракона, но при этом он теряет свою душу, и в него вселяется душа убитого Дракона. Так Герой становится Драконом, причём, ещё более злым, свирепым и кровожадным, чем убитый.
Сама притча – мудрость в чистом виде. Интерпретаций на неё было много. Анализ проведён бессчетное число раз, и, как правило, довольно глубоко. Эту притчу изучали многие известные учёные-гуманитарии. Особенно отличились психологи-фрейдисты. В частности, Эрих Нойманн целую книгу написал, сколь тяжёлую для чтения, столь и любопытную. В книге «Происхождение и развитие сознания» весьма запутанным образом описана борьба сознания (Героя) с бессознательным (Драконом).
Ещё с большим усердием притчу перекладывали на различные проблемы в личной и общественной жизни. Притча подходит для многих ситуаций в душе и в мире, а широкая известность обеспечивает регулярное её использование. Казалось бы, что пользоваться ею пора реже, дабы не наскучила, не приелась она. Но, нет! Мир, бесконечный в своём разнообразии, предоставляет нам возможность насладиться ею всё новыми и новыми способами. То так повернётся она, то этак, демонстрируя нам свои чудесные грани. А новую грань описать не зазорно. Так, приступим.
Зреет, зреет латентное недовольство в рядах наших сограждан. Чувства разные, конечно, испытываем, но всё ярче доминируют негативные – обида, злость, зависть, ненависть, презрение и тому подобные. Разочарование, безысходность, стыд. Факторы, их вызывающие – вот они все, перед глазами, как и положено объективным. Там обидели, тут унизили, новостями кошмарными зарядили, похабной рекламой да низкопробным юмором замазали, по инстанциям погоняли, зарплату обрезали, места не дали, мзду стребовали, тарифы задрали, обманули, обокрали, развели, наподдавали. Хорошо – не убили. Депутаты тоже стараются – в последнее время парочку новых законов «в минус» ежедневно. И кто только не старается сделать нашу жизнь гаже. Да и сами с усами. Гадим другим, чтобы другие с «чистой совестью» гадили нам. Добро делаем со зла на кого-то или назло себе, а зло оправдываем необходимостью.
Всё труднее удержать негативные чувства в себе, не передать их ближним и дальним – благо, Интернет позволяет. А добрых чувств рождается всё меньше. И рады бы их рожать, да не получается в достаточном количестве и качестве. Нет, сами-то мы хорошие, наше «Я» другого и не терпит. Всегда кто-то виноват или что-то, даже когда сознательно творим зло. Не найдя крайнего, мучаемся чувством вины, разрушаем организм.
Добро и Зло – понятия духовные, и обращение того, что они обозначают, происходит по типу духовного обмена. Так же, как и при информационном обмене, при передаче чего-либо духовного от одного субъекта другому, оба они остаются с этим духовным чем-то, в отличие от обмена материального, когда вещь если передана кому-то, то у передавшего её больше нет. Делимся мы друг с другом Добром – и Добро растёт в нас, делимся Злом – растёт Зло.
О балансе и круговороте Добра и Зла в человеческом мире мы ещё поговорим при случае. Сейчас же вернёмся к притче, прихватив с собой выводы из изложенного выше.
Итак, Зло растёт среди нас, не имея видимой для того причины. Значит, где-то завёлся Дракон. Иначе и быть не может, ведь сами-то мы хорошие. Это Дракон сеет Зло среди нас. Нужно его найти и уничтожить. Для этого нам потребуется, во-первых, обнаруженный, идентифицированный и промаркированный Дракон, а во-вторых, всенародно избранный Герой. Кто готов стать Героем? Мы поддержим! То есть, будем болеть на трибунах во время битвы. Не жить же нам во Зле, тем более, что дальнейшее в нём пребывание стало опасно, поскольку всё более ощутимо вредит как нашему душевному и физическому здоровью, так и материальному благополучию.
Появились герои. Сразу много. Есть, из кого выбирать. Критерии отбора, конечно же, это сила, отвага, сноровка и сообразительность. Мы выбираем того Героя, что обладает всеми этими качествами в максимальной степени. Выбрали. У Избранного, в связи с нашим признанием, эти качества ещё более усиливаются, и превращаются в самонадеянность, безнаказанность, наглость, изворотливость, хитрость и жестокость, но мы этого уже не замечаем. Мы очарованы. У нас есть свой Герой, который избавит нас от Дракона! Ура! Слава Герою!
Но Дракон не дремлет. Вернее, мы сами его разбудили. Он себе тихо дремал, блаженствовал в неге, кушал, конечно же, нами регулярно, но без обжорства – всего-то несколько сотен тысяч в год. Но весть о Герое вывела его из спячки, разожгла аппетит. И вот начинается охота Дракона на всех, кто по внешним (поведенческим) признакам напоминает Героя. Сожрав и благополучно переварив многих, он натыкается на нашего Героя. Ну и что же? Сам виноват! Тем он выдал себя. У Героя от этого события только сил да отваги прибавилось, вместе со сноровкой и сообразительностью.
Битва неминуема. Победит сильнейший. Проигравший обречён. Победитель получит всё. Герой бросается в атаку. Все замерли в ожидании…
А дальше я не знаю, чем дело кончится. Либо Дракон, а он у нас, как известно, двухголовый, скушает Героя левой головой, либо правой. Очень трудно предположить, что Герой одержит верх. Уж больно силы не равны, ведь силу и другие геройские качества наш Герой променял на их превосходные степени, имеющие противоположный знак. Однако, даже если это и случится, нам будет повод вспомнить притчу, как говорится, «вживую». Но дело даже не в этом.
«Новая грань» притчи заключается в том, что драконье отродье нынче сильно поумнело и культурно выросло. Дракон хочет жить долго и счастливо, питаясь нами, как гурман. Он хочет вечно получать от еды большое эстетическое удовольствие, ничем не рискуя. Для этого люди сами должны отдаваться ему, как спасителю. Наш двухголовый Дракон – это и не Дракон вовсе. Это кукла на ниточках. Одна из многих подобных, назначение которых – вселять страх и почитание среди людей, и тем приводить их по доброй воле к настоящему дракону на съедение.
В силу определенных исторических обстоятельств, настоящий дракон, имя которому уважаемый читатель без труда даст самостоятельно, повернулся к нам хвостом. Исход битвы, которая под ним происходит, имеет огромное значение для всех нас – прекрасных и добрых людей, изнемогающих от всепоглощающего Зла. Кто победит? Надувной герой или двуглавая марионетка?
Комментариев нет:
Отправить комментарий