Любое событие в физическом мире можно и нужно интерпретировать двояко: конкретно и абстрактно. И то, и другое необходимо нам для нормальной, правильной и успешной ориентации в себе и мире. Однако, с интерпретациями событий, как правило, возникают некоторые сложности, которые приводят нас не туда либо не совсем туда, куда нам бы хотелось.
О способах приобщения к «делу» можно говорить долго, как и о средствах нейтрализации тех, кто этому «делу» мешает. Всё это – известные вещи, можно было бы и не заводить этот разговор, если бы не одно «но». Процесс эскалации зла был запущен давно и сейчас подошёл к черте необратимости. Люди, искренне считающие зло добром либо оправданным добром, составляют ныне большинство российского общества. Одного слабого толчка достаточно, чтобы накопленная критическая масса зла пошла цепной реакцией и привела к грандиозному социальному взрыву с непредсказуемыми последствиями. Останавливать её, похоже, некому. Проблема у нас с этим. Умные люди добра, наверное, есть, но их мало, да и не слушает их никто на этом радостном празднике зла.
С конкретикой проблемы возникают тогда, когда для корректной интерпретации события и характеристики их носителей, материальных и духовных объектов, недостаточно достоверных данных, причем дефицит фактического материала, который есть всегда, превышает некие допустимые пределы. Абстракции же несут в себе иной характер проблем – субъективный, предвзятый, зависимый.
Для начала всякого претендующего на разумность разговора на сложные темы, следует определиться с содержанием используемых понятий. Это особенно важно, когда разговор связан с применением категорий добра и зла к материальным объектам и событиям в жизни, ведь абстрактное содержание этих понятий не терпит абсолютных значений. Здесь я буду использовать понятие добра применительно к тем материальным объектам и событиям, ими вызываемым, что, в целом, соответствуют общечеловеческим ценностям, и зла – к тем, что им противоречат. Ложь, лень, алчность, наглость, неравенство, цинизм и жестокость я здесь однозначно отношу ко злу, а такие характеристики, как честность, трудолюбие, ответственность, сознательность, справедливость, инициативность, отзывчивость и заботу – к добру.
Когда к нам вместе с прочими спорными и бесспорными достижениями демократии и либерализма пришли современные западные технологии управления общественным сознанием, мы были рады. По контрасту с нашими примитивными, грубыми технологиями пропаганды, мы приняли их за публичность власти. Мы думали, что теперь политики и чиновники будут открытыми для контроля со стороны народа, и что заняты они будут исключительно решением проблем государства и его граждан, причем, во благо этих граждан. Мы ошиблись. Открытость и заботу о населении сменил пиар. Благо почти целиком отошло представителям самой чиновничье-политической братии и интимно связанным с ними крупным капиталистам, и лишь крохи его достались народу. Что было сделано с государством, все видели.
О процессах расслоения общества на бесстыдно безмерно имущих и нищих, истончения «среднего» слоя, прекращения ротации между «верхним» и «нижним» слоями и о том, к чему это всё приведёт, сказано достаточно. Это состояние несправедливо и является злом по определению. К силам зла мы вынуждены отнести тех, кто осознанно способствует усугублению данного положения и укреплению указанных процессов. Тогда, когда эти процессы были запущены, немногие смогли предугадать степень деградации добра, наблюдающуюся нами сегодня. Но ещё более глубокая яма у нас впереди.
Чиновник ворует и лжёт. Ворует много. Лжёт умело, привычно. Все это видят. Многие даже понимают, но это уже никого не шокирует. Чиновник знает, что народ видит, но продолжает лгать и воровать. Депутат, ревизор, силовик и судья его не трогают либо трогают мягко, по известным причинам. Общественное сознание успешно обрабатывается. Всё хорошо, но есть недовольные. Есть даже активные. Они всегда есть, но когда их немного, их можно записать в экстремисты, и назначить им жестокое наказание. Пусть все это видят и понимают. Пусть боятся. Остальные либо сами в деле, либо устранены, либо самоустранились, либо бессильны. Вот эти, последние, бессильные, самые опасные. Они бессильны, пока их не слишком много и пока они заняты другими проблемами. Чтобы их было ещё меньше, нужно прилагать усилия. Нужно, чтоб они перераспределились по другим группам. И совершенно недопустимо позволить им привлечь на свою сторону тех, кто боится. Поэтому они должны быть учтены как экстремисты, и наказывать их нужно покрепче. И занять их следует поплотнее, чтобы некогда было экстремизмом всяким в Интернете заниматься, власти критиковать. Пусть лучше на хлеб зарабатывают. Враги они. А вот уголовники должны оставаться на свободе, потому как они свои по духу, да и «делу» значительно способствуют.
Такова естественная логика зла. Настолько естественная и привычная, что и говорить-то об этих всех вещах становится неприлично. Что? Воруют? Лгут? Притесняют? Какая скука! Ретрограды! Чем ныть, шли бы работать! Очередная западня лжи, не более. Для тех, кто не «в деле», работы либо нет, либо она неприемлема, либо не позволяет сводить концы с концами. Честно организовать бизнес тоже практически невозможно. Для того, чтобы выйти по балансу доходов и расходов на уровень простого выживания, существует лишь один способ – быть «в деле», то есть, включиться в систему тотального воровства и обмана. И именно в этом заключается главная угроза сегодняшнего дня. То, что разворовано, можно восстановить, но для этого нужны честные люди, люди добра в подавляющем большинстве.
Интернет, не так давно являвшийся (или казавшийся?) оазисом свободы для пост-советского интеллектуала, изменился в последние годы неузнаваемо. Большая часть информационных сообщений на общественно-значимые темы, и, особенно, комментариев к ним, являются заказными. Свободное обсуждение наиболее важных вопросов жизни технически остаётся свободным, но в идейном плане подавляется массой заведомо лживых, но убедительных сообщений заинтересованных лиц и их виртуальных клонов, имитирующих общественное мнение. И если раньше такие сообщения без труда ассоциировались с их заказчиками, а лица, их отправляющие, быстро разоблачались и подвергались остракизму со стороны других пользователей, то теперь игра ведется довольно искусно, и разобраться в тонко запутанных комбинациях обильных по объему и количеству сообщений всё труднее. Обычному пользователю, как правило, недосуг плотно заниматься этим вопросом, у него свои планы в получении информации из сети. Он хочет получить как можно больше сведений в своё физически ограниченное время, отведённое на эти цели, и заморачиваться разбором личных предпочтений участников и псевдоучастников обсуждения той или иной темы у него нет ни времени, ни особого желания. Но общий итог обсуждения он воспринимает, и его собственное мнение подвергается незаметному воздействию. Кумулятивный эффект таких воздействий выводит затем его мнение в разряд соответствующих интересам системы. Той самой системы меркантильного зуда и бессовестного вранья, о которой мы говорили выше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий