суббота, 19 февраля 2011 г.

Эти досадные перекосы на местах

Всё-то они в региональном и муниципальном здравоохранении перекашивают и перекашивают.
С бюджетно-страховой медициной задумано все было просто на пять баллов. С бюджетом тогда в стране был полный капут, и здравоохранение срочно надо было спасать. А как? Просто так изъять деньги из других сфер и влить в здравоохранение без значительного повышения его эффективности было бы бесполезно. Изменить ситуацию к лучшему можно было только путём внедрения новой модели. Поехали на Запад, ознакомились, выбрали. Внедрили законом и подзаконными актами. Всё по уму. Страна не сразу, но поняла. Врачи поняли чуть раньше. Стали жить по новому. Выжили, по большей части. Про меньшую забыли. Вроде, всё нормально.
Сейчас уже с трудом вспоминается, как в больницах отфутболивали больных, нуждающихся в срочной медицинской помощи, не принимали доставленных даже машинами "Скорой помощи" в тяжёлом состоянии и гоняли из больницы в больницу, как та же "скорая" не хотела везти захворавших, зная, что потом будет мотаться по городу, не зная, куда "сдать" нерадивого пациента. Пациента, не имевшего на руках полиса обязательного медицинского страхования. Если дежурный врач принимал такого - ему гарантировались крупные неприятноти. Хорошо, если заведующий отделением хороший (мне, слава богу, с этим везло), он принимал на себя удар от главного врача и экспертов страховых организаций. Больнице за таких больных (а это, как правило, были самые тяжёлые больные, доставленные в экстренном порядке, и расходы на их лечение, соответствено, тоже были значительными) не платили и её и без того скудный бюджет трещал по швам.
Сколько копий переломали! Чуть ли не десятилетие ушло на то, чтобы законы выполнялись именно так, как были задуманы и написаны. Не хотели страховые органзации понимать простую, но невыгодную для себя вещь: в системе обязательного медицинского страхования каждый человек застрахован по умолчанию. На то оно и обязательное, это страхование. И помощь больному без полиса должна быть оказана ровно в таком объеме и качестве, как и имеющему полис ОМС, и ровно в таком объеме и качестве, какой предусмотрен федеральной и территориальной программами государственных гарантий. Но эти проблемы пора предать забвению. Они уже в прошлом, по большей части. Про меньшую забыли. Вроде, всё нормально. Живём дальше.
Были и другие проблемы в эти 20 постперестроечных лет. Можно целую коллекцию насобирать, если задасться целью. Ну да бог с ними, по большей части. А про меньшую забудем. Это местные, мелкие проблемы, незаметные на общем благополучном фоне федерального нормативного доминирования. У этих пробем, конечно же, есть местечковые авторы, допускающие недопустимые перекашивания, за каким-то лешим криво читающие федеральные законы и подзаконные акты, отличающиеся, как известно, стройностью и социальной направленостью, ну да бог им судья! По большей части...
Вот теперь, две заботы у людей в сфере собственного здоровья (помимо хронической озабоченности последним, конечно же) - каждый год ходить на поклон в контору очередного победителя тендера на право обладания... простите, страхования неработающего насления за бумажными полисами ОМС, и дождаться гарантированных государством лекарственных препаратов.
Первые гарантированы всем по умолчанию, но ходить за ними почему-то обязательно (хоть и сделали не так давно поблажку этим просителям, стали полисы выдавать прямо в поликлиниках), но это не главное. Главное в том, что страховщики меняются ежегодно, как перчатки - с чего бы это?
Последние тоже гарантированы, но только болящим и в начале года всегда отсутствуют, несмотря на то, что обновление федеральных перечней жизненно-необходимых и важнейших лекарственных средств проходит всегда вовремя (например, на 2011 год перечень утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 г. № 1938-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2011 год"), и региональных дополнений к нему - обычно тоже.
В чем же причина этих "досадных перекосов"? Особенно интересуют последние. Почему в аптеках до конца февраля нет препартов, гарнтировнных государством, в том числе, весьма и весьма дорогостоящих? Куда деваться людям, не имеющим достаточно средств на приобретение многотысячных лекарств, без которых они не могут прожить и дня, пока кто-то где-то тормозит и "перекашивает"?
Федеральный порядок предусматривает теоретически надежную защиту бюджета и средств ОМС от посягательств нечистоплотных руководителей двумя стройными и логичными путями - жёсткой регламентации и усложнения процедур (и неважно, что эти пути противоречат друг другу - это всё мелочи и отговорки!).
Всё должно проводиться как задумано - чётко, внятно и вовремя, а задержка означает, что на каком-либо из этапов что-то "буксует" по какой-то причине. В руках у руководителя региональным здравоохранением находятся значительные ресурсы, которые позволяют ликвидировать задержку сразу, как только она выявляется. Если же задержка происходит ежегодно - это значит, что действует некий перекашивающий порядок. Об авторе этого порядка и его интересах остаётся лишь догадываться.
Ну да пёс с ним. Большую часть года препараты в аптеках по бесплатным рецептам добыть с трудом, но можно. Но вот тут, как раз, тот случай, когда про меньшую часть года, означающую реальную угрозу жизни, здоровью и благополучию многих наших сограждан, забывать не хочется по причинам, относящимся к области уже моральной, а не экономической.
Автора "перекосов" в студию!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Сертификат

Сертификат
Сертификат на никнейм Drux, зарегистрирован на Таевского Андрея Борисовича